Курс „Основы конструктивного общения" появился как ответ на такой запрос различных образовательных структур (государственных школ и негосударственных учебных заведений, экспериментальных площадок и специализированных (профильных) классов — управленческих, гуманитарных и др.). Этот курс предлагается практическим психологам школ. Должность педагога-психолога самим своим названием определяет область деятельности на „стыке" педагогики и психологической практики. Ведение коллективных занятий с детьми стало существенной частью работы психолога.

Многие из специалистов в этой области отмечают дефицит таких учебных материалов, где достижения современной практической психологии были бы соединены с методикой преподавания этого материала детям.

Учебный курс „Основы конструктивного общения" вводится в один из критических периодов развития личности — поздний подростковый и ранний взрослый, когда старшеклассников беспокоит полоса неопределенности, начинающаяся за школьным порогом. Они хотели бы приобрести навыки ориентации в сложных жизненных ситуациях, чтобы находить оптимальный способ поведения. В это время человек оказывается перед необходимостью сделать ряд важных жизненных выборов, и ему требуются определенные умения в межличностных взаимоотношениях. Например, вступление в брак предполагает расширение их спектра для того, чтобы стал возможным органичный союз двух разных личностей и их жизненных стилей. Способность строить конструктивные отношения, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием предопределяет будущий успех. Если необходимые умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищенным перед трудностями, стрессовыми ситуациями, терпит неудачу в неформальных отношениях, оказывается коммуникативно некомпетентным и личностно зависимым.

Сформулируем основные условия конструктивного общения. Это

— во-первых, способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера;

— во-вторых, способность извлекать из каждой такой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем;

— в-третьих, способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт.

Комплекс этих трех способностей человека становится основой его личностного роста.

Авторы различных тренинговых курсов считают, что есть множество причин, оказывающих негативное воздействие на развитие личности, таких как отсутствие адекватной родительской ролевой модели, неподдерживающее и обедняющее окружение, отставание в физическом развитии, отсутствие возможности практиковаться в умениях, травмирующие переживания, эмоциональные блокады" [Рудестам, 1993]. Курс „Основы конструктивного общения" предполагает комплексную и последовательную работу психолога с подростками в тренинговых группах. Там недостаток жизненных умений выявляется и оценивается, старшеклассник может получить помощь в выработке и развитии важнейших навыков межличностного взаимодействия и эмоционального самовыражения без риска возбудить ответные враждебные или защитные чувства.